Приступая к веб-оптимизации, важно понять, что в этом деле не существует панацеи или безошибочной тактики. Мы располагаем эффективными на сегодня приемами, которые, к сожалению, могут устареть или стать менее эффективными в будущем, когда главные поисковые машины снова "революционизируют" свои алгоритмы или просто потеряют долю рынка во Всемирной паутине. В этой статье мы попытаемся ознакомить вас с руководящими принципами SEO (от английского Search Engine Optimization — "оптимизация под поисковые машины"), которые приведут ваш сайт к успеху. Но не стоит бездумно придерживаться этих принципов, ибо многое зависит от специфики вашей деятельности.

Создаем качественное содержание. Если вам кто-то скажет, что наибольшее значение для поисковых машин имеют так называемые "ключевые факторы" (мета-теги, заглавие страницы, густота ключевых слов и так далее) — он будет прав лишь отчасти. Несмотря на то, что эти факторы, несомненно, очень важны, без качественного содержания они могут лишь навредить. Интересное и качественное содержание веб-сайта — это именно то, что наиболее высоко ценят как обычные пользователи сети, так и поисковые машины. Старайтесь, чтобы ваши страницы были актуальными и отвечали современным требованиям. Вы можете наводнить каждую строку HTML-кода вашей страницы всякими "хитрыми штучками", впихивая их на каждую возможную "ферму ссылок" (FFA, free-for-all), но если у вас нет качественного содержания, вы попросту обманываете пользователей Сети, предлагая своим посетителям спам, а за это ваш сайт рано или поздно безжалостно удалят. Намного лучше не иметь сайта вообще, чем выходить на интернет-рынок со спамом.

Простая навигация. Каждая страница в рамках вашего сайта должна быть не дальше чем за 3 щелчка мыши от любой другой страницы. Поисковые роботы любят сайты, по которым легко "ползать", и с охотой их индексируют. Кроме того, люди, которые тоже время от времени пользуются Интернетом, не любят тратить свое драгоценное время, распутывая сложные узлы навигации сайтов.

Не загрязняйте URL, используя SESSIONID! Каждый раз, когда поисковый робот (Google, Inktomi и особенно Scooter) ползает по станице вашего сайта, он дает ей своего рода ассоциированный идентификационный номер и сохраняет его в хранилище для будущего использования (например, для присвоения рейтинга). Этот уникальный номер ассоциируется с URL, который увидел робот, ползая по странице. Но, когда он залезет в ту же самую (для человеческого глаза) страницу в другой раз, он увидит другой URL. Это приводит к тому, что поисковый робот думает следующим образом:- "Ага, эта страница (например, ?sessid=999&xyz=124) является спамом, поскольку она полностью дублирует содержание страницы (?sessid=999&xyz=123)". Как бы ни было удобно отслеживать количество посетителей вашего сайта, используя sessionid (идентификатор очередного посещения страницы), не используйте его — Боже упаси! Лучше использовать для таких целей другие методы (.htaccess, IP адрес, агент пользователя, информация об операционной системе посетителя, cookies и так далее).

Фреймсеты вас погубят! Если какой-то суперважный дизайнер посоветовал вам (удобства ради) сделать структуру сайта с фрейм-сетами — попрощайтесь с ним навсегда. Потому что, приняв такое предложение, вы накличете на себя большие проблемы. Поисковые роботы не любят фреймы, и в 99,999% случаев не клюнут на «frame src» URL, которые они рассматривают как дублированное содержание или спам иного рода. Скажите спасибо горе-оптимизаторам, которые годами пользовались этой "грязной" методикой для дублирования содержания на всех возможных сайтах. В определенный момент (благодаря изобилию спама от фреймов) роботам стало проще игнорировать фрейм-сеты вообще. Владельцы сайтов с фрейм-сетами должны отказаться от них и перестроить структуру своих сайтов с нуля!

Заглавие, густота ключевых слов, мета-теги, шапки, ALT-теги. Возвращаемся к старым трюкам. Сегодня все знают о мета-тегах — не думайте, что вы единственный. Но не все знают, что SEO-факторы должны быть скорее скромными, чем показными. "Недогустота" ключевых слов в теле страницы и недоиспользование ключевых слов в мета-тегах, alt-тегах и заглавии причинят вам намного меньше вреда, чем переиспользование и "сверхгустота". Это главное практическое правило. Но как найти оптимальный баланс? Тут не обойтись без специальных программ-помощников. Существует множество подобных программных продуктов, но остановлюсь на двух самых популярных — Web Position Gold и Net Promoter. Первый из них — самая популярная программа для оптимизации сайтов и регистрации их на поисковых машинах на Западе. Второй — единственный на русском рынке полностью русифицированный пакет программ, с помощью которого можно провести процесс раскрутки сайта "от А до Я" — от покупки домена до анализа лог-файлов и проверки неработающих ссылок.

Оптимизируем страницу под отдельную ключевую фразу. А теперь рассмотрим практический пример оптимизирования страницы под ключевую фразу. Разрешите предположить, что ваша компания продает туристические туры в Грецию, и что вы хотите оптимизировать страницу под ключевую фразу "путешествие в Грецию". Вот как нужно это делать:

Тег описания TITLE: Тег заглавия всегда нужно начинать с ключевого слова. И не забывайте, что поисковые машины будут отображать его в результатах поиска. Поэтому вам нужно сделать этот тег привлекательным не только для поисковых машин, но и для людей. Вот пример, который использовал бы я: "Путешествие в Грецию откроет вам живописную красоту природы этих мест". Здесь использована ключевая фраза в самом начале, а также упомянуто о том, какое красивое место — Греция. Конечно, заглавие, которое используете вы, зависит от направленности вашего сайта. Но общих правил нужно придерживаться.

Тег описания DESCRIPTION: Тег описания Description используется многими поисковыми машинами для краткого описания страницы в результатах поиска. Следовательно, как и в случае с тегом заглавия, важно, чтобы тег описания содержал ключевые слова и был привлекательным для людей. Правила для тега описания почти те же, что и для тега заглавия. Однако содержание этого тега будет, как правило, длиннее, чем у тега заглавия. Вот пример, который использовал бы я в теге описания: "Путешествие в Грецию — мы позаботимся обо всех деталях вашей поездки, так что вы сможете путешествовать с полным спокойствием". Это описание повторяет ключевую фразу, а также говорит, что покупатель будет иметь возможность путешествовать, не беспокоясь об организационных деталях поездки — вы сами позаботитесь о них.

Тег ключевых слов DESCRIPTION: Тег ключевых слов становится все менее и менее важным для оптимизации веб-сайта. Фактически, вы можете получить наивысший рейтинг, не имея в теге ключевых слов ничего. Однако для большей верности можно включить некоторые ключевые слова и сюда. Нужно также включить некоторые варианты ключевой фразы прописными и малыми буквами. Правила для тега ключевых слов очень простые — не повторяйте ключевую фразу в этом теге.

Тело страницы: Начните с красивой (но не очень большой) картинки. В данном случае я бы использовал фотографию всемирно известного Парфенона. Поместите эту картинку в верхней части страницы. В Alt-теге картинки просто единожды используйте ключевую фразу — например, Alt-тег: "Путешествие в Грецию". Вы можете включить и другие слова в Alt-тег, но он должен начинаться с нацеленной ключевой фразы. Вставив картинку, создавайте шапку вашей страницы. Для этого используйте H1-тег. В H1-теге используйте нацеленную ключевую фразу единожды. Вы можете включить и другие слова в шапку, но, как и с Alt-тегом, шапка должна начинаться с нацеленной ключевой фразы. Теперь создаем основной текст страницы. При этом нужно принимать во внимание чего вы хотите от посетителя после прочтения этой страницы. Возможно, вам нужно чтобы посетитель перешел на домашнюю страницу или другую специальную страницу в рамках вашего сайта. В этом случае напишите текст в такой манере, чтобы заманить посетителя на выбранную страницу, и разместите необходимые ссылки в стратегических местах. Чего бы вы ни хотели от вашей страницы, есть несколько общих правил, которых нужно придерживаться:
Первое — некоторые поисковые машины не распознают тег описания Description. Они просто используют первые несколько строк текста вашей страницы и отображают их как описание.
Не пытайтесь наугад повторять ключевые слова в тексте страницы. Важно, чтобы читатели не получили плохого впечатления о вашем сайте. Кроме того, поисковые машины могут наказать вашу страницу, если они определят, что вы наугад повторяете ключевое слово по всей странице.
Сделайте так, чтобы ваши абзацы были не слишком длинными — не более чем 3 или 4 предложения длиной. У большинства пользователей сети просто нет времени или желания читать длинные абзацы.
Постарайтесь, чтобы ваша страница содержала ссылки (с ключевой фразой в тексте под ссылкой) на другие страницы. Это может повысить рейтинг вашей страницы.
Если возможно (а возможно это, только если у вас либо англоязычный сайт или часть сайта), сделайте линки на другие страницы, которые имеют ключевое слово в имени файла. Это тоже может повысить рейтинг вашей страницы.
Создав страницу, убедитесь что имя файла, в котором она сохранена, содержит ключевую фразу, и что отдельные слова ключевой фразы разделены дефисами. В этом случае имя файла будет "travel-to-greece.html". Благодаря этому ваш рейтинг у некоторых поисковых машин также повысится.

Вот и все! Если вы захотите оптимизировать другую страницу под определенную ключевую фразу, просто используйте для нее вышеописанную процедуру. Теперь вам нужно с помощью ссылки связать оптимизированную страницу с вашей домашней страницей. Если вы собираетесь создать много оптимизированных страниц для вашего сайта, будет непрактично связать домашнюю страницу ссылками прямо со всеми ними, поскольку это создаст ненужные помехи вашей домашней странице. Однако можно создать отдельную страницу в вашем сайте, которая называется sitemap.html (карта сайта). Поместите на карте сайта ссылки на все оптимизированные страницы. Название ссылки на каждую страницу должно состоять из ключевой фразы, под которою оптимизирована эта страница. Например, название ссылки на "travel-to-greece.html" должно выглядеть так: "Путешествие в Грецию". Некоторые из поисковых машин отказываются индексировать страницы, которые содержат только исходящие ссылки и ничего больше. Тем не менее вы можете добавить небольшое текстовое описание каждой страницы рядом со ссылкой на нее.

После того как вы все это проделали, просто свяжите домашнюю страницу и карту сайта с помощью текстовой ссылки. После этого подайте на регистрацию у поисковиков домашнюю страницу, карту сайта и каждую из оптимизированных страниц. Регистрируя эти страницы, на всякий случай не регистрируйте больше одной страницы в день на любом из поисковиков — иначе вы рискуете, что некоторые поисковые машины могут проигнорировать отдельные страницы. Вы можете зарегистрировать ваш сайт, посетив страницы каждой поисковой машины с названием «Add URL». Или, чтобы сберечь время, можно использовать для этого специальные программы. Среди программ, способных произвести автоматическую регистрацию, наиболее популярны AddWeb, Web Position Gold и единственный на данный момент адаптированный для Рунета пакет NetPromoter.

В заключение хочу заметить, что следование описанным здесь принципам само по себе не увеличит ваши доходы, но, бесспорно, поднимет рейтинг вашего сайта на поисковых машин. Вам нужно хорошенько продумать способ "пожинания плодов" и постоянно следить за развитием Интернета, особенно за прогрессом поисковиков. Превратить высокий рейтинг в активных посетителей и, в конечном итоге — в значительное пополнение вашего банковского счета — это еще более трудное задание, чем простое увеличение "видимости" вашего сайта для поисковых машин. Но это тема для совсем другого рассказа.